Вторник, 13 ноября 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Узбекистан: Кино как инструмент государственной пропаганды

21 августа 2016

EurasiaNet, США© РИА Новости, Сергей Гунеев | Перейти в фотобанкУзбекистан: Кино как инструмент государственной пропагандыПропаганда как искусство

19.08.201643302Tweet

В прошлом месяце на городском рынке Намангана произошел взрыв, были слышны автоматные очереди, и был сожжен автобус. Разгневанная толпа под предводительством двух молодых людей — Тахира и Джумы — с криками «Аллаху акбар» призывала расправиться с местной властью.

Многие жители этого города в узбекской части Ферганской долины были шокированы происходящим. Такого здесь не случалось на протяжении десятилетий. Но все оказалось не вспышкой народного гнева, а съемками художественного фильма «Священное желание». В ленте рассказывается о произошедших несколько десятков лет назад событиях и жизни боевиков-исламистов Тахира Юлдашева и Джумы Намангани.

Данный проект является частью проводимой узбекскими властями кампании по производству поучительных кинематографических произведений, ставящих целью не дать молодежи попасть под влияние религиозных экстремистов. В фильме роли Юлдашева и Намангани исполняют малоизвестные актеры Комил Хамраев и Дильмурод Массаидов. Сами наманганцы по-разному воспринимают снимавшуюся в их городе в июле ленту.

КонтекстПервый раз в киноEl Pais16.09.2015Хорошее киноРадио Свобода02.07.2016Польша: кино под давлением патриотизмаDagens Nyheter28.04.2016Дни российского кино боятся русофобииRadio Praha26.11.2015Эстония: кино под прицелом языковой инспекцииPostimees29.07.2015Живущая неподалеку от рынка «Чорсу», где проходили съемки, 48-летняя Робия не понимает, зачем нужно было ворошить прошлое. «Ведь мы уже стали их забывать, а родившаяся после 1990-х молодежь о Джуме и Тахире ничего не знает. Я хорошо помню эти события, но теперь у нас город мирный и спокойный. Я этот фильм не буду смотреть», — сказала она.

А вот 23-летний Акрам обязательно хочет посмотреть эту картину. По его мнению, это будет боевик, и он очень гордится, что фильм снимали в его родном городе. «Этот фильм — своего рода предупреждение. Многие не разбираются в исламе. Тахир Юлдашев заразил ересью сознание молодежи своими проповедями в интернете», — отметил учитель одной из наманганских школ Рахимджон.

Джума и Тахир получили первый боевой опыт в составе ограниченного контингента советских войск во время оккупации Афганистана. Именно здесь они познакомились с идеями радикального исламизма и, вернувшись в родной Наманган, решили воспользоваться удачно сложившимися обстоятельствами на фоне развала СССР.

По версии нынешних узбекских властей, КГБ и коммунистические партийные органы потеряли тогда контроль над городом, неправильно отреагировав на религиозное возрождение, происходившее на фоне дезинтеграции Советского Союза, что позволило Юлдашеву и Намангани добиться известности. По мере происходившего в те времена резкого ухудшения экономической ситуации обстановка в Намангане стала сильно накаляться.

К декабрю 1990 года над городом повисло настроение пессимизма и насилия, отражением которого стало убийство толпой в центре города пяти сотрудников МВД.

Популярная советская газета «Комсомольская правда» опубликовала тогда обширную статью «Черные яблоки Намангана» об этих событиях, в которой говорилось, что причиной убийства стали подозрения — являвшиеся, по версии газеты, безосновательными — в том, что сотрудники якобы приставали к местной женщине.

По сообщениям СМИ, четырех сотрудников живьем сожгли в автобусе, а пятого избили, в результате чего он на следующий день скончался. Согласно утверждениям местных чиновников, толпа состояла из мальчиков-подростков.

Благодаря тяжелой экономической ситуации Юлдашеву и Намангани удалось набрать значительное число последователей. Сложившуюся обстановку очень ярко отражает сделанная в декабре 1991 года видеозапись, на которой Юлдашев, окруженный толпой сторонников, угрожающе разговаривает с молча слушающим его президентом Исламом Каримовым.

Месть Каримова на нанесенное унижение была беспощадной. Юлдашеву и Намангани пришлось бежать из страны. Сначала они отправились в Таджикистан, где присоединились к вооруженной таджикской оппозиции. Когда в Таджикистане в 1992 году началась гражданская война, оба приняли в ней активное участие. После заключения мирного соглашения в 1997 году, Джума и Тахир опять обратили взор на родину, и создали «Исламское движение Узбекистана», целью которого было свержение Каримова. Но оба в конечном счете погибли во время авиаударов армии США в Афганистане и Пакистане.

Режиссер фильма «Священное желание» Хилол Насимов известен как пропагандист. Он снимает идеологические фильмы, отражающие точку зрения властей. Насимов никогда не дает интервью зарубежным СМИ, но регулярно общается с местными изданиями и каналами.

«Через этот фильм я хочу показать, как произошло становление независимости нашей страны. Это были непростые времена, именно тогда на арену вышли различные экстремистские религиозные организации, и все они рвались к власти, хотели создать халифат», — сказал он.

По мнению мэтра советского и узбекского кино Шухрат Аббасова, фильм Насимова — это политический заказ, но сейчас его появление оправдано. «Учитывая происходящее в Сирии и Афганистане, такой сюжет актуален. Главное — это создать хорошее художественное кино, а не просто плакат», — сказал он. Самым известным произведением Аббасова является фильм «Ташкент — город хлебный», снятый в 1967 году.

«Фильм «Священное желание» — призыв к бдительности. Он рассказывает о драматических 1990-х, когда наша страна делала первые шаги к независимости. Для нас молодежи интересны дух и мысли людей того времени. С точки зрения истории эта картина будет очень ценной», — отметил в беседе с EurasiaNet.org киновед Азиз Матъякубов.

По сообщению одного из коллег Насимова, на съемки фильма было выделено из госбюджета около 1 миллиард сумов (320 тысяч долларов по курсу ЦБ и 166 тысяч долларов по неофициальному курсу). Это очень серьезные деньги для узбекского кино, учитывая, что средний бюджет коммерческих картин в республике составляет 10-50 тысяч долларов. Таких фильмов снимается в год около 80, 10 из них на государственные деньги.

«Священное желание» — второй высокобюджетный проект Насимова после картины «Предатель», вышедшей на экраны в прошлом году. В этом нашумевшем фильме представлена полная выдумок версия кровавых событий мая 2005 года в Андижане, когда правительственные войска беспощадно подавили возникшие в городе волнения. Мораль этой ленты была такой же: злодеи могут воспользоваться добрыми намерениями хороших людей и довести их до беды.

Картина «Священное желание» должна выйти в прокат 1 сентября, во время празднований в честь 25-летней годовщины независимости Узбекистана.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru