Четверг, 15 ноября 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

У Псковщины появилась своя столица органной музыки

11 июля 2016

(Псковская область)
В Печорах завершилась очередная серия органных концертов в рамках Международного музыкального фестиваля "Дни музыки в Печорах". Проект, который существует уже третий год, организовала супружеская пара — выпускники Санкт-Петербургской консерватории Денис Маханьков и Дина Ихина.
читайте также В Вене чествовали Зубина Мету и Дмитрия Хворостовского

В прошлом году молодые органисты стали обладателями первой общественной премии Псковской области "Народное признание" в номинации "Инициатива" за работу по возрождению уникального органа в местной лютеранской кирхе. О том, как маленький провинциальный город постепенно становится центром органного и музыкального искусства в регионе, Денис Маханьков и Дина Ихина рассказали корреспонденту "Российской газеты".

Дина, Денис, сегодня органные концерты в Печорах — это своего рода бренд региона. Как родилась идея проведения органных концертов в Печорах?

Дина Ихина: Все получилось спонтанно. Мы с Денисом не являемся уроженцами Псковщины, я родом из Саратова, окончила там местную консерваторию, Денис из Калининграда, оба учились в Санкт-Петербургской консерватории, теперь преподаем, живем в Приозерске Ленинградской области. Активно работаем в Калининграде, карельской Кондопоге и Эстонии. Профессиональные знакомства и привели нас в Печоры.

В свое время организацией концертов здесь занималась эстонская благотворительная организации Rohuaia Rist ("Эдемский Крест") под руководством Эльмета Вакса. Концерты проходили нерегулярно, а в 2014 году проект и вовсе закрылся, поскольку ушел из жизни постоянный спонсор. Благотворители решили передать эстафету молодому поколению. Замечательный органист Денис Каспарович привлек к проекту нас с Денисом. Так и родилась идея благотворительных концертных сезонов.

Орган в Печорах входит в десятку исторических органов России. Расскажите немного о том, как он появился в Печорах…

Денис Маханьков: После окончания Первой мировой войны Печоры отошли Эстонии. Городская лютеранская община росла, в результате встал вопрос о строительстве кирхи. Храм из красного кирпича был возведен по проекту псковского архитектора Анатолия Алексеевича Подчекаева. В сентябре 1926 года состоялось торжественное освящение церкви, в этом году мы отметим 90-летие этого исторического события.

Орган эстонской фирмы Kriisa был построен два года спустя. Эта фирма, основанная братьями Крииза, существовала на тот момент более тридцати лет и имела крупнейшую в Эстонии органную мастерскую. Мастер Хардо Крииза, который сегодня возглавляет эту фирму, — представитель уже третьего поколения династии органных мастеров.

Это романтический орган с пневматической трактурой в стиле немецкого романтического органостроения. Похожие инструменты создавали такие именитые мастера как Вильгельм Зауэр или Эберхард Фридрих Валькер. Подобных органов  в России всего три — один в Москве, в лютеранском храме Петра и Павла, второй — в Мальтийской капелле в Санкт-Петербурге (его кстати тоже реставрировала фирма Kriisa). Наш орган — третий, и единственный — в провинции.

Орган в Печорах входит в десятку исторических органов в России, то есть тех, которые сохранились после Великой Отечественной войны.

читайте также В Петербурге 50 тысяч человек пришли послушать оркестр Гергиева

Органу почти 90 лет. Каково его сегодняшнее состояние?

Денис Маханьков: Когда мы первый раз открыли орган, поняли, что прежде всего нужно восстановить инструмент, которому явно было далеко до концертного звучания. Проблем было много, ведь с 1928 года не проводилось ни реставраций, ни ремонтов. Все ограничивалось элементарными текущими работами и настройкой, которые способен выполнить сам органист, хотя органы пневматического типа сложны в устройстве.

Нет, если включить все регистры, он худо-бедно звучал — честь и хвала эстонским органостроителям (в некоторых филармониях органы в худшем состоянии). Всего за семь приездов мы сумели привести инструмент в средне-концертное состояние. Сейчас дефекты звучания практически не слышны, каждый регистр работает, все ноты и педальные клавиши отвечают, утраченные трубы заменены. Причем, все работы проведены на пожертвования слушателей.

Кто помогал вам в восстановлении инструмента?

Дина Ихина: Замечательный мастер Сергей Иванович Горохолинский, который работает органным мастером в Кондопоге и Пензенской филармонии. И его помощник Владимир Турицин.

Кроме восстановления инструмента существует и проблема ремонта здания…

Дина Ихина: В 2015 году мы проводили мониторинг состояния здания, и к нашему удивлению оказалось, что кирха находится в удовлетворительном состоянии. Эстонцы строили на совесть, даже краска внутри неплохо сохранилась. Но ремонтные работы все же требуются, это видно невооруженным глазом. Неплохо бы обновить кровлю и заменить выбитые рамы, провести ремонт внутренних помещений, облагородить территорию вокруг кирхи.

Денис Маханьков: Сейчас это действующий храм. Существует небольшой приход, богослужения ведутся раз в месяц, пастор специально приезжает из Эстонии. Мы проводим концерты с апреля по октябрь. И многие переживают за инструмент, ведь здание не отапливается. Однако для органа это не так уж и плохо, он нагревается и охлаждается в естественных условиях. В 70-е годы здесь было установлено газовое отопление, но орган его не принял, ноты стали "зависать", отопление пришлось демонтировать.

читайте также Воронежцы насладились "оргией звуков" от Госоркестра

География участников фестиваля поражает. Каждый год в маленькие Печоры приезжают знаменитые музыканты не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других стран…

Денис Маханьков:  И с каждым сезоном география гостей расширяется. Этим летом выступят органисты из Финляндии, Польши, Швейцарии, Великобритании. И поверьте, музыканты приезжают не ради гонораров. Ведь сыграть на историческом органе для многих очень ценно.

Вы не ограничиваетесь сольными выступлениями. Гусли, лютня, барочная гитара, цимбалы уже звучали в дуэте с органом. Будут ли продолжены музыкальные эксперименты?

Денис Маханьков: Безусловно. Например, к Дню Победы мы подготовили концерт, в котором орган аккомпанировал…патефону. Идея этого перформанса родилась во время нашей поездки на терский берег Белого моря. Мы жили на рыбацком хуторе "тоня Тетрина". Это эколого-этнографический комплекс, своего рода музей под открытым небом, который воссоздал энтузиаст, историк Александр Комаров. Старый патефон он вынес нам как дорогую реликвию.

Характерный поскрипывающий звук старой пластинки настолько погрузил нас в ту эпоху, что вдохновил на необычный эксперимент. И вот на концерте 8 мая в кирхе впервые звучал голос Марка Бернеса, которому мы с супругой аккомпанировали на органе. Слушатели были взволнованы этим неожиданным сочетанием. И нам понравилось, что наши эксперименты радуют, развивают и просвещают людей.

Кстати

В ближайшие дни в Печорах состоится очередная серия органных концертов. 13 июля выступит лауреат Международных конкурсов Виктор Бжухач (орган, Польша), 15 июля — лауреаты Международных конкурсов Руслан Артиков (труба, Москва), Дина Ихина, Денис Маханьков (орган, Санкт-Петербург — Печоры), 16 июля — Йоахим Швандер (орган, Великобритания), 30, 31 июля  — Екатерина Забайрачная (мандолина, Санкт-Петербург), Народная Артистка России Любовь Шишханова (орган, Москва — Ярославль), 3 августа —  артист Мариинского театра Геннадий Никонов (труба, контртенор).

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru