Воскресенье, 16 декабря 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Там мой родны кут

20 августа 2016

(julia@rg.ru) Союз. Беларусь-Россия — №754 (30)»СОЮЗ» отыскал Беларусь в… Калужской области Этономир всего в 90 километрах от Москвы. Фото: Юлия Васильева Если вы мечтаете побывать в Беларуси, поезжайте в… Этномир! Всего в 90 километрах от Москвы рядом со старинным Боровском находится самый большой этнографический парк России — культурно-образовательный центр "Этномир".
читайте также На Дону туристам предложили совершить путешествие во времени

Здесь на 140 гектарах раскинулись уникальные архитектурно-музейные комплексы — "этнодворы", где гармонично расселились дома-гостиницы, ремесленные мастерские, музеи, рестораны традиционной кухни, сувенирные магазины. Все это передает подлинный колорит жизни разных народов мира. Изюминкой же парка по праву считаются всевозможные творческие мастерские и мастер-классы.

Белорусский хутор появился в Этномире одним из первых. Его посетителям предлагают рецепт настоящих белорусских драников, испечь бездрожжевой хлеб на особой закваске, привезенной из Беларуси из знаменитого этнографического музея "Дудутки". А еще — сварить мыло по особому рецепту и дерзнуть в росписи по тканям, дереву и стеклу. Репортеры "СОЮЗа" тоже решили заглянуть на Белорусский хутор и узнать секреты местных мастеров.

Всего пара часов на машине из Москвы по Киевскому шоссе, и вот мы уже у ворот Этномира. Входной билет в выходные 600 рублей для взрослых и 300 — для детей. При входе вам выдают программку, где по часам расписаны все экскурсии, спектакли, концерты, церемонии, мастер-классы и развлечения на сегодняшний день. Помимо музеев, мастерских и этнодворов здесь также расположены многочисленные игровые и спортивные площадки и десятки километров дорожек для пеших прогулок и езды на велосипедах. Не хотите велосипед, возьмите на прокат сегвей, электрокар или велорикшу.

читайте также Аул Миджах в Дагестане станет туристическим этноселом

Чтобы обойти всю территорию, понадобится не один час. А если останавливаться в каждом этнодворе и заходить в каждый музей и мастерскую или пойти в "Княжество Чародея", где на высоте от трех до 16 метров находятся аттракционы разного уровня сложности, не хватит и длинного летнего дня.

А еще здесь "водятся" любимцы детей хаски и есть мини-зоопарк "Музей живой природы", здесь вообще сложно рассчитать время. На хасках можно покататься, для этого придумана специальная колеска. А можно просто войти в загон и сфотографироваться.

Путешествие я начинаю с главного павильона Улицы Мира — это такой торгово-выставочный комплекс, все помещения которого стилизованы под жилища народов разных стран. Здесь можно потрогать предметы быта, примерить национальную одежду, принять участие в обрядах, купить сувениры и сделать своими руками полезные вещицы. Сразу после выхода из главного павильона уже виден Белорусский хутор.

читайте также В центре Петропавловска-Камчатского появится казачий острог

Отдельные крытые дворовые постройки в нем соединены заметами (бревнами), и когда ворота (брама) закрыты, то хутор превращается в своего рода крепость. В Беларуси такой хутор обычно состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлева), сарая для сена (евни, осети, пуни, гумно).

В хуторской хате оборудован этноотель "Беларусь", в котором пять уютных двухместных номеров и небольшой каминный зал. Проживание стоит от 4 тысяч российских рублей. В другой дворовой постройке оформлена экспозиция музея "Беларусь", где можно познакомиться с традициями белорусов. В музее есть действующий ткацкий станок и приспособления для обработки льна.

Белорусский хутор Этномира демонстрирует так называемое фольварковое хозяйство. От немецкого Vorwerk — хутор, небольшое поселение. Фольварки возникли в Беларуси в XVI веке и существовали до Второй мировой войны. В фольварках велось натуральное хозяйство. Практически все, что нужно было семье, производилось на месте. В богатых поместьях были и свои гуты — мастерские. Сейчас здесь работают мастерская хлебопечения, мыловарения и мастерня "Родны кут", что означает в переводе — "Родной уголок". К сожалению, драники пока временно не делаются, а мастер-класс по выпеканию хлеба надо заказывать заранее. Если печь хлеб одному, цена такого мастер-класса стоит 5 тысяч российских рублей.

Уходить без сувенира мне не хотелось, и на последок мы заглянули в "Родны кут". Здесь нас встретили радушные хозяева — Александр и Людмила Гаращук. Хата украшена изделиями белорусских мастеров, сделанных их руками. Сразу бросилась в глаза симпатичная белорусская семейка, изображенная на магнитиках и картинках.

— Можете сделать такую же, — приглашает Александр. — Это "пинечки" — образ белорусской семьи, придуманный для города Пинска, откуда мы с женой и приехали. Наш город считается сердцем белорусского Полесья, находится в Брестской области Беларуси, в нем бережно сохраняются традиционные ремесла и традиционный уклад белорусов…

читайте также Вышел этнографический сериал "Ехал Грека. В поисках настоящей России"

Я призналась, что никогда раньше по стеклу не рисовала и вообще рисовать не умею. Александр заверил, что у всех с первого же раза получается шедевр, ведь он как мастер подскажет, какой выбрать рисунок, и поправит, если что-то не получилось.

Мастер-класс росписи по стеклу стоит 450 российских рублей, и картинку можно забрать с собой. Я выбрала двух подружек "пинечек", и мы вместе с Александром приступили к работе. Пока замешиваем краски, Александр рассказывает, что роспись по стеклу пришла в Беларусь из Европы. Работа делается изнутри картины, а контуры рисунков наносятся уверенной черной линией. Белорусская роспись стекла выделяется среди других склонностью к растительно-орнаментальным мотивам, а также изображением птиц и животных.

Эта объясняется тем, что занимались росписью мастера, уже владевшие искусством росписи сундуков, ковров, а также вышивкой. Поэтому в белорусской традиции сюжеты "макаток" и "маляванок" перешли и в "стеклянные картины". Сегодня живопись на стекле активно возрождается. Многие мастера работают в традиционной манере и стилистике, но большей популярностью пользуются более современные картинки, например, такие как "пинечки". Людмила является одним из разработчиков этого образа.

"Пинечки" — это семья полешуков в традиционных национальных костюмах: Микола и Марыля, их детки Василь и Ганна, дед Лявон. Образы были навеяны персонажами комедии В.Дунина-Марцинкевича "Пинская шляхта". Это итог совместной творческой работы нескольких мастеров из Оснежицкого районного Дома ремесел. Краску можно использовать любую, мы рисуем гуашью. Техника показалась мне несложной, главное не спешить, как следует промывать кисточку и стараться не заезжать за контуры. Процесс небыстрый, но никто и не торопит. По словам Александра, их мастерская работает с утра до позднего вечера. "Пинечки" пользуются популярностью, за час моей работы над картиной ко мне присоединились и другие гости парка.

Мария и Павел приехали в Этномир на мотоцикле первый раз. Мария увлекается росписью по стеклу, и белорусская техника ей очень интересна. Двенадцатилетний Иван уже бывал в мастерской, но в первый раз раскрашивал кружку. Сейчас решился на картинку. Людмила рассказала, что многие, кто прошел мастер-класс, возвращаются и просят нарисовать, например, членов своей семьи с домашними питомцами в образах "пинечек".

Время пролетело незаметно, и картинка действительно получилась очень забавной. Уезжать не хотелось, но в один день узнать все секреты этого необычного парка невозможно. Что ж, есть отличный повод вернуться.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru