Понедельник, 16 июля 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Сети под напряжением

06 апреля 2017

Фото:
Сергей Киселев /
Коммерсантъ

  |  купить фото

Сети под напряжением

Зачем российским кинотеатрам очередная попытка объединения

06.04.2017

«Роль кинотеатров в жизни россиян кардинально изменилась»
Блицинтервью

Цена вопроса

Кто лидирует в мировом кинопрокате
Правила игры

Российский кинотеатральный рынок в очередной раз стоит на пороге серьезного передела: Александр Мамут, владеющий московскими кинотеатрами «Пионер» и «Художественный», купил крупнейшую киносеть «Синема Парк» и хочет объединить ее с основным конкурентом — «Формулой кино». Новый игрок получит пятую часть всех российских кассовых сборов и сможет ставить условия дистрибуторам и поставщикам. Слить крупнейшие киносети на раздробленном российском рынке хотели многие, включая бывших владельцев «Синема Парка» Владимира Потанина и Саида Керимова. Последней попытке помешал кризис на рынке кинопоказа, но в 2016 году он наконец вернулся к росту.


Кино на любителя


На прошлой неделе Александр Мамут завершил покупку крупнейшей в стране кинотеатральной сети «Синема Парк» у сына Сулеймана Керимова Саида. Сеть заинтересовала бизнесмена не только сама по себе: он задумал объединение крупнейших игроков в кинопоказе, где ни один пока не занимает существенной доли. Переговоры шли с лета, а когда информация о сделке стала публичной, заинтересованность в продаже выразили киносети «Люксор» и «Мори Синема», рассказывали источники «Ъ» на рынке.

Но для господина Мамута интерес представляли в первую очередь крупные игроки с существенными долями в кассовых сборах — «Синема Парк» и «Формула кино», а также, вероятно, «Каро», уточнял один из собеседников «Ъ». Переговоры о приобретении «Формулы кино» с ее владельцами — инвестподразделением «Альфа-групп» А1 и Владимиром Захаровым — уже в активной стадии. Предметных переговоров с владельцами «Каро», по данным «Ъ», пока нет.

Как Александр Мамут купил «Синема Парк»

Сам Александр Мамут объяснил «Ъ» свой интерес к рынку кинопоказа тем, что хотел «сделать хороший кинорепертуар для более широкой взрослой аудитории, увеличить посещаемость и немного заработать». У него уже есть профильные активы: десять лет бизнесмен развивает кинотеатр «Пионер», одну из самых заметных независимых киноплощадок в Москве, а в конце 2016 года договорился с мэрией о долгосрочной аренде «Художественного» в обмен на реставрацию, которая обойдется минимум в 1 млрд руб. Его интернет-холдингу Rambler & Co также принадлежат 50% компании UCS, которая управляет билетной системой, установленной в большинстве крупных кинотеатров, и один из крупнейших сайтов с расписаниями кинотеатров и кинорецензиями — afisha.ru.

«Синема Парк» занимает первое место в РФ по числу экранов. Сеть основана в 2004 году и долго входила в холдинг «ПрофМедиа» Владимира Потанина, который в 2011-м приобрел и присоединил к ней Kinostar de Luxe. «Формула кино» — второй игрок по числу залов. А1 получила контроль в этой сети в 2012 году и объединила ее со своей «Кронверк Синема». «Синема Парк» и «Формула кино» — лидеры рынка и по эффективности, подчеркивает исполнительный директор A&NN господина Мамута Надежда Ермакова. «Синема Парк» лидирует в регионах, «Формула кино» — в Москве и Санкт-Петербурге, причем, по словам госпожи Ермаковой, их кинотеатры почти не конкурируют друг с другом, что «позволит достичь максимальной синергии». Две сети с общей долей кинозалов 15% обеспечат в целом примерно пятую часть общего бокс-офиса в России, сообщила госпожа Ермакова «Ъ». Возглавить объединенную киносеть может экс-гендиректор «Кронверка» Роман Линин, который уже стал гендиректором «Синема Парка».

Сразу после приобретения «Синема Парка» Александр Мамут меняет его руководство

Владельцы киносетей не раз пытались консолидировать рынок. Еще в 2014 году Владимир Потанин интересовался поглощением «Формулы кино», которая была выставлена на продажу и оценивалась в $250-350 млн, или «Каро». Активный интерес к покупке «Синема Парка» и объединению его с «Формулой кино» проявлял при Михаиле Лесине холдинг «Газпром-медиа», который до того выкупил остальной медиабизнес Владимира Потанина. Но договориться с конкурентами господину Потанину не удалось, и в 2014 году он продал «Синема Парк» Саиду Керимову за необъявленную сумму, которую участники рынка оценили в $300-400 млн.

Господин Керимов пришел в «Синема Парк» с тем же намерением консолидации рынка и сделал предложение владельцам «Формулы кино». Переговоры заняли около года, объединение лидеров считалось практически решенным делом, но сделка сорвалась. Два собеседника «Ъ» на кинорынке полагают, что стороны не сошлись в цене и «в эго», два других уточняют, что на результат повлияла позиция миноритария «Формулы» Владимира Захарова.

Обсуждались и альтернативные схемы укрупнения: тот же «Синема Парк» был интересен, например, акционерам сети «Каро» — Полу Хету и Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), сообщал «Ъ» в 2014 году.

Экраны вернулись к росту


Долгие годы рынок кинопоказа уверенно рос, привлекая новых инвесторов. В 2012 году произошла крупнейшая на тот момент для рынка сделка: контроль в киносети «Каро», некогда самой большой в стране, у ее основателей приобрел консорциум в составе Baring Vostok, РФПИ, UFG Private Equity и Пола Хета. Господин Хет за год до этого продал киносеть Kinostar de Luxe примерно за $170 млн «Синема Парку» Владимира Потанина и хотел продолжать инвестировать в перспективный тогда сектор. Новые владельцы «Каро» сразу объявили о планах в течение трех лет потратить $100 млн на открытие новых многозальных кинотеатров. В 2014 году «Каро» сообщила о старте еще одной амбициозной инвестпрограммы — уже на $150 млн до конца 2015 года.

Председатель совета директоров ООО «Концерн Каро» Пол Хет — о состоянии рынка кинопоказа и перспективах его укрупнения

Но экономика кинотеатров начала ухудшаться, и на падающем рынке инвестиции такого порядка оказались несвоевременными. Рост посещаемости продолжался до 2013 года, а в следующие два года стабилизировался на уровне около 191 млн зрителей в год, подсчитала Movie Research. Рост кассовых сборов тоже не удавалось поддерживать в темпе последних 15 лет: в последние годы они увеличивались незначительно, поскольку рынок «достаточно насыщен», объясняет исполнительный директор Movie Research Александр Лужин.

Пол Хет признает, что 2014 год стал худшим в российском кинопрокате. На бизнес повлияли макроэкономические факторы и скачки курсов валют. Киносети платят аренду торговым центрам в долларах и евро, оборудование для кинопоказа также закупают за валюту. Стоимость открытия зала удвоилась, а доход, который кинотеатры получают в рублях, оставался в лучшем случае на том же уровне. В 2016 году из «Каро» вышел крупнейший акционер Baring Vostok, так и не получивший прибыли от этой инвестиции. Выкупившая его долю UFG, напротив, верит, что дно кризиса пройдено и рынок вернется к развитию, рассказывал «Ъ» старший управляющий партнер UFG Private Equity Доминик Рид.

В 2016 году в отрасли действительно произошел подъем, следует из данных журнала «Кинобизнес сегодня» и компании comScore. После трех лет стагнации посещаемость выросла до 196 млн, а кассовые сборы увеличились на 8% — почти до 48 млрд руб., притом что цена билета снизилась на 4%. В отличие от других видов развлечений, где наблюдался инфляционный рост цен (ресторанов, театров, цирков), на билетах в кино инфляция не отразилась, указывает Александр Лужин. Кинотеатры поддерживали стоимость на уровне прошлых лет, чтобы увеличивать приток посетителей, и это сработало.

Еще одна причина роста — открытие новых кинотеатров в городах, где до того не было кинопоказа. Кроме того, положительную динамику принято объяснять и большим, чем прежде, количеством качественных премьер в репертуаре. В 2016 году успешно прошли голливудские релизы «Зверополис», «Тайная жизнь домашних животных», «Книга джунглей», «Дедпул», а также отечественные «Экипаж» и «Викинг».

Массовый показ


На крупных западных рынках (США, Южная Корея, Китай, Великобритания) укрупнение, о котором много лет не могут договориться российские инвесторы, произошло уже давно, отмечает директор по кинопоказу «Централ Партнершип» Вадим Верещагин. Российский рынок сильно разобщен. Первая десятка операторов контролирует меньше половины экранов в стране; всего в России 1388 кинотеатров с 4393 залами, из которых на десять киносетей приходится 405 кинотеатров с 1898 залами. Они получают только 50% киносборов, остальное приходится на независимые кинотеатры. В последние годы рынок растет в основном за счет регионов, тогда как доля перенасыщенных кинозалами Москвы и Петербурга в общей кассе ежегодно падает, напоминает господин Верещагин: несколько лет назад на них приходилось 30% и 12%, сейчас — 20% и 7% соответственно. «В регионах мало видов развлечений, в отличие от Москвы и Петербурга. Кино — самое дешевое развлечение из всех доступных в стране»,— объясняет он.

Александр Лужин — о том, что происходит с экономикой кинотеатра в последние годы

Укрупнение киносетей могло бы их владельцу снизить расходы за счет масштаба и «усилить переговорную позицию» с дистрибуторами и другими партнерами, свидетельствуют опрошенные «Ъ» участники рынка. Как отмечает Александр Лужин, во многих бизнес-процессах, включая, например, гарантийные платежи партнерам, крупная сеть окажется в более выгодном положении. При достижении доли рынка 25% компания сможет полностью определять репертуарную политику, а не идти на уступки дистрибуторам. Такая сеть сможет решать вопросы, связанные с прокатом и росписью фильмов, и сама ставить условия дистрибутору, подытоживает господин Лужин.

«Наши киношные контрпартнеры, студии — практически монопольный рынок. Они между собой договариваются. Наши поставщики, например напитков — Coca-Cola и Pepsi, тоже практически монополисты. Чтобы вести с ними дела на равных, нужен вес, а у нас первая тройка занимает от силы 20% рынка»,— рассуждает гендиректор «Формулы кино» Юрий Кириллов. Фаза взрывного «подросткового» роста, по его словам, пройдена, и рынок превращается в зрелый бизнес, где на первый план выходит эффективность управления. «Предполагаю, что в течение двух-трех лет «Синема Парк», «Формула кино» и «Каро» сольются»,— заключает господин Кириллов.

Еще один эффект появления крупного игрока — «стандартизация кинопоказа», включая качество услуг, добавляет Вадим Верещагин. «И это не только вкус попкорна и вежливость персонала. Речь о качестве показа, проекторах одной спецификации, за которым следят и в дальнем городе, и в крупном мультиплексе в Москве. Мы видим, что, когда крупный сетевой игрок выходит в региональный город, увеличиваются общие сборы этого города и сборы независимых кинотеатров тоже растут — они вынуждены улучшать качество предоставляемых услуг, чтобы быть конкурентоспособными»,— объясняет он. В случае с «Синема Парком» и «Формулой кино» объединение пошло бы на пользу обоим, подытоживает эксперт: сети похожи и за счет слияния смогут улучшить репертуарную политику.

Анна Афанасьева, Евгений Хвостик, Яна Рождественская, Алена Миклашевская


  • Всего документов:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru