Вторник, 13 ноября 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

От аномальной жары воронежцы спаслись джазом

19 июля 2016

(Воронеж) Фото: Сергей Мардело
Популярный фестиваль "Усадьба Jazz" прошел под Воронежем в третий раз. Те, кто не побоялся под палящим солнцем доехать до Рамони, насладились игрой романтичных французов из Benjamin Faugloire Trio и виртуозного балалаечника Алексея Архиповского, потанцевали под заводной рок-н-ролл Betty Boop Lovers и по достоинству оценили джазовый вокал участницы "Голоса" Мариам Мерабовой.

Впрочем, на "Усадьбу Jazz" ездят не только из-за музыки. Фестиваль славится прежде всего непринужденной атмосферой — здесь можно и нужно проводить целый день, кочуя от малой сцены к большой, от мини-рынка рукодельниц к гастрономическим рядам, от столов для пинг-понга к "свободным барабанам", бить в которые разрешено всем желающим. Площадку оформляют так, чтобы гости могли делать красивые селфи на каждом шагу и лежать на любом приглянувшемся газоне. Чем, к слову, охотно пользуются зрители всех возрастов, таща из машин коврики, подушки, походные кресла и увесистые корзинки для пикников.

читайте также Гитарист-виртуоз Стив Вай сыграет с российскими музыкантами на ВДНХ

В этом году публика была особенно расслабленной — жара под сорок, утомительная из-за заторов дорога от Воронежа… Спасались как могли — кто ледяными коктейлями, кто обжигающим чаем, кто умыванием из садового шланга. Шутили, что рядом с шеренгой биотуалетов неплохо было бы поставить "дачный" душ, хотя бы и платный. Взмокшие, но не растерявшие интереса к искусству гости фестиваля прятались под деревьями в парке дворца Ольденбургских — слушали стихи местных поэтов в авторском исполнении, плели венки и заедали зеленые пельмени черным мороженым.

Блюдами для гурманов стали и вечерние концерты на сцене "Аристократ". Трио Бенджамина Фоглуа в типичном для камерных джаз-ансамблей составе (фортепиано, контрабас, ударные) представило меланхоличную программу, где светлая грусть неожиданно сменялась вспышками страсти. Музыканты посвятили выступление памяти жертв теракта в Ницце.

— У каждого из нас есть родственники или знакомые в Ницце, сам город находится всего в 200 километрах от Марселя, где мы живем. Все очень близко… — пояснил Бенджамин Фоглуа. — Мы не вкладываем в свое посвящение какой-то политический смысл, мы ни с кем не хотим бороться. Просто отдаем дань памяти погибшим и верим, что добро и мир когда-нибудь восторжествуют. Наша музыка о любви, а любовь всегда имеет две стороны: то, что доставляет радость, непременно приносит также боль и тоску.

читайте также Айги, Летов, Волков, Гайворонский и другие сыграли музыку Курехина

Алексей Архиповский, почти 30 лет ломающий представление о балалайке как о примитивном инструменте "для частушек", заставил публику онеметь от восторга. Он, как обычно, играл без конферанса и почти без пауз между произведениями. Они звучали, как одно длинное сложносочиненное предложение о времени и о себе: негромкие трели, головокружительные пассажи на предельной скорости, немного электронных спецэффектов и россыпь музыкальных цитат, сшитых в "лоскутное одеяло" — то "Эй, ухнем!" отзовется, то "Широка страна моя родная", то перестук колес и колокольный звон.

— Традицию игры на балалайке я не продолжаю — я ее, по сути, нарушил, — признался Алексей Архиповский. — Фольклор не играю: к сожалению, не нашел в себе этого "корня" русского народного. Я же родился на Черном море, там и снега-то нет… К тому же в 1980-е, когда я учился, появилось много информации, много новых форматов музыкальных — хотелось все попробовать. Не знаю, наверное, что-то пишется сейчас специально для балалайки. Но я за этим не особенно слежу, иду своим путем, играю… не композиции даже (ну какой из меня композитор?), а — закрепленные импровизации, впечатления свои. Конечно, у публики бывают определенные ожидания, стереотипы, связанные с балалайкой. Например, в Европе репутация этого инструмента немного подмочена: ну где они ее могли видеть, у Шарикова в "Собачьем сердце", в экранизации Пастернака…

читайте также "РГ"-советы: Пять музыкальных фестивалей этого лета

По признанию музыканта, в России зачастую чувствуется больше уважения.

— После концерта зрители подходят: "А вот мой дед тоже на балалайке играл!" На самом деле, подобные народные инструменты можно найти в каждой стране, в каждой культуре. Потому что они простые: резонатор из подручного материалы да три струны. Но эти три струны дают такой простор, такую свободу действий! Я как-то сразу, еще в детстве в музыкальной школе, почувствовал в балалайке это богатство красок. И мыслей ей изменять уже не возникало, — рассказал Архиповский.

Эффектным завершением "Усадьбы Jazz" в Рамони стал выход обаятельной Мариам Мерабовой — толчок ее карьере дало участие в третьем сезоне шоу "Голос". Вместе с мужем Арменом и группой Miraif она подарила воронежцам как интерпретации джазовых стандартов, так и оригинальные сочинения. И воздух наконец стал чуть прохладнее.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru