Вторник, 21 ноября 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Низкоранговые инноваторы

27 февраля 2017

Шимпанзе охотнее берут новые технологии от тех, кто стоит невысоко на социальной лестнице, нежели от своих лидеров.

Обезьяны учатся друг у друга: если кто-то из группы открыл ящик с угощением, то прочие, посмотрев на «первооткрывателя», сделают то же самое. Иногда им для этого даже не обязательно наблюдать за настоящей обезьяной – в 2014 году в Biology Letters была опубликована статья, в которой говорилось, что южноамериканским игрункам вполне хватает видеоурока: посмотрев видеозапись с другой обезьяной на ноутбуке, игрунки могли повторить то, что увидели.

Шимпанзе учатся, наблюдая друг за другом. (Фот: Pixel-mixer / pixabay.com.)

Но как именно распространяется новое знание среди обезьян? Чьи действия сочтут не стоящими внимания, а кто, наоборот, станет признанным инноватором? Считается, что тут все зависит, во-первых, от того, свой или чужой служит образцом – то есть если обезьяна смотрит на кого-то из своего клана, то она с большей вероятностью «собезьянничает» за ним. (Хотя вышеупомянутые игрунки перенимали необходимые для получения угощения манипуляции у чужаков, а у шимпанзе новые технологии приходят в стаю именно вместе с новичком, присоединившимся к группе со стороны.)

Немалую роль играет также пол того, кто додумался до какой-то уловки, и его социальный статус. И если говорить, например, о шимпанзе, то у них обычно все следуют за высокоранговым самцом, за лидером – во всяком случае, об этом говорят многочисленные наблюдения за шимпанзе, содержащимися в неволе.

Однако исследователи из Университета Сент-Эндрюс вместе с коллегами из США обнаружили нечто иное: оказалось, что шимпанзе могут отдавать предпочтение в «инновациях» не слишком высокопоставленным членам группы. Эксперимент был такой: из каждой из четырёх групп обезьян, содержащихся в специальном исследовательском центре, отбирали кого-то одного, чтобы обучить его открывать ящик с фруктами. В двух группах секрету обучали низкоранговых самок, в двух других – альфа-самцов. Затем обученные обезьяны демонстрировали свои умения перед «одногруппниками». и дальше оставалось только дать «аудитории» такой же ящик и посмотреть, что они с ним будут делать.

В статье в American Journal of Primatology авторы пишут, что открывать ящики по чужому образцу предпочитали те обезьяны, которые наблюдали за низкоранговыми особями, причем за низкоранговыми самками повторяли и те, кто стоял заметно выше их на социальной лестнице. Те же, которые смотрели на альфа-самцов, тоже пытались как-то достать угощение, однако они явно не стремились повторять в точности действия начальства.

Наконец, в одном случае альфа-самец, который только что показывал своим, как открывать ящик, сам сменил технологию после того, как увидел действия двух подведомственных ему самок. Дело в том, что до угощения можно было добраться разными способами, более эффективными и менее эффективными, и вот как раз эти две самки освоили более эффективный метод, нежели тот, которым пользовался альфа-самец, и сам он, как было сказано, предпочел забыть собственное «ноу-хау» и начал повторять за подчиненными.

Иными словами, инноваторами (или, если угодно, трендсеттерами) оказались не лидеры, а второстепенные члены группы. Объяснить это можно тем, что в данном случае членов группы больше заботили другие особенности поведения вожака. Известно, что у шимпанзе альфа-самцы порой отличаются вспыльчивым и непредсказуемым характером, поэтому все прочие будут, скорее, следить за тем, в хорошем ли настроении «шеф», а не за тем, что он там делает с ящиком. С другой стороны, у капуцинов и макаков резуса вообще не принято копировать действия начальства в его же присутствии – вот когда отойдет подальше, тогда другое дело – и, возможно, у шимпанзе тоже есть такое правило поведения.

По материалам ScienceNews.

Автор: Кирилл Стасевич
Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru