На шумерской табличке нашли древнейшую дату дня рождения

0
175

Клинописный текст, созданный более четырех с половиной тысяч лет назад, сообщает о появлении на свет дочери одного из шумерских царей.

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Владимир Емельянов обнаружил самое древнее письменное упоминание о человеческом дне рождения на хранящейся в Лувре клинописной табличке из храма шумерской богини Бау. Текст датируется второй половиной XXIV века до н. э., а сама запись не только указывает дату и месяц рождения, но и раскрывает подробности праздничного обряда.

Клинописные символы на глиняной табличке. (Фото: Jan van der Crabben / Flickr.com.)
Фрагмент шумерской стелы середины третьего тысячелетия до н. э. (Фото: IskrakO / Flickr.com.) ‹

Владимир Емельянов изучал клинописные таблички в рамках своего исследования восприятия времени в древней Месопотамии. Тексты на них давно известны шумерологам, но до сих пор их не переводили. На табличке, о которой идет речь, записаны сведения о рождении дочери шумерского царя Лугаланды, которая появилась на свет «в день ослабления солнечного света», в месяц праздника Бау, что соответствует октябрю–ноябрю юлианского календаря. Кроме того, текст сообщает о количестве жертв (овец, ягнят, козлят и пр.), принесенных в честь события.

«Мы можем предположить, что ребенок родился при восхождении созвездия Скорпион, которое в III тысячелетии до н. э. маркировало осеннее равноденствие, – говорит Владимир Емельянов. – Это время считалось связанным с миром мертвых, так как на земле начинала господствовать тьма. Поэтому в тексте мы видим упоминания о жертвах умершим правителям Энентарзи и Дуду, а также месту почитания Гильгамеша – "коменданта" подземного мира». Таким образом, клинописная табличка рассказывает о пиршестве в честь дня рождения царской дочери, в котором принимали участие не только живые, но и мертвые.

Всего до нас дошло пять табличек времен правления царя Лугаланды, в которых упоминается рождение детей. Две таблички с указанием жертв и угощений по поводу рождения царской дочери хранятся в Эрмитаже. На одной из них дата отсутствует, а на другой указан все тот же месяц праздника Бау. Однако, по мнению исследователя, больший интерес вызывает еще одна хранящаяся в Лувре табличка, сообщающая о рождении сына у жены валяльщика царского головного убора, которая, возможно, была сестрой царя. По поводу этого события на дворцовую кухню был отправлен баран. Клинописный текст называет и месяц рождения мальчика – «месяц праздника (в честь) Лугаль-уру(ба)» – зимний, десятый по счету месяц в календаре эпохи Лугаланды, также связанный с культом мертвых. Еще одна табличка, относящаяся к четвертому году правления царя, хранится в Брюсселе – она сообщает, что некая женщина родила сына, однако какие-либо детали в тексте отсутствуют.

«Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что документы с указанием даты рождения человека составлялись только в эпоху правления Лугаланды, – заключает профессор Емельянов. – Жертвоприношения по поводу рождения доставлялись и живым, и мертвым, причем отмечали рождение как детей царя, так и детей его родственников». По словам ученого, ничего подобного не было ни раньше, ни позже. Ни в одной царской надписи или документе Ближнего Востока и классической Античности вплоть до V века до н. э. нет данных о времени рождения людей.

Удивительным и до конца не изученным фактом профессор Емельянов называет два упоминания в шумеро-аккадских текстах II–I тыс. до н. э. дня рождения демонов-асакку (21-й день зимнего месяца Кислиму, который был связан в поверьях шумеров с выходом на землю бога тьмы и смерти Нергала). В то же время информация о днях рождения людей отсутствует. И таблички времен правления Лугаланды представляют в этом смысле знаменательное исключение.

В историю Древнего Востока царь Лугаланда вошел как правитель, при котором резко выросло количество злоупотреблений и правонарушений со стороны богачей и знати, увеличилось социальное расслоение, а частная собственность приобрела первостепенное значение, что в свою очередь способствовало развитию эгоцентризма в обществе. С этими особенностями исторического периода профессор Емельянов связывает появление интереса к дням рождения. Правда – добавим от себя – если учесть, что данных о днях рождения не было ни в одной царской надписи или документе Ближнего Востока и классической Античности вплоть до V века до н. э., то придется признать, что с альтруизмом в обществе на протяжении тысяч лет все было просто прекрасно.

По материалам СПбГУ.

Источник

На шумерской табличке нашли древнейшую дату дня рождения




Похожие записи

Поделиться статьей

Читайте также

Как выбрать душевую кабину для себя?
0
2446
Как купить гироборды в Польше
0
940
Почему дети любят ходить в московский планетарий?
0
2862
Выбор Hi-Fi акустики. Как не совершить ошибку?
0
1505

Комментариев: 0

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *