Вторник, 11 декабря 2018 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Каскадер Мартин Иванов: У Борна трюки лучше, чем у Бонда

07 сентября 2016

Фото: facebook.com "Джейсон Борн" уверенно шагает по стране, с которой шпионскую франшизу роднит не только пурпурная книжица главного героя со странным именем Ащьф Лштшфум, но и один человек, незримо присутствующий на экране всякий раз, когда страдающий амнезией киллер садится за руль какого-нибудь транспортного средства о четырех колесах.

Его зовут Мартин Иванов, и он — каскадер, уважаемый, почитаемый и пользующийся большой популярностью у киноделов первой величины по обе стороны океана. Он родился в Москве в семье Виктора Иванова, также именитого каскадера. После развода родителей, когда ему было три года, Мартин переехал с матерью в Литву. Там он вырос, увлекся автомобильным спортом и успел выиграть несколько чемпионатов, прежде чем отец переманил его в киноиндустрию, где Мартин быстро добился успеха.

читайте также "Джейсон Борн": зрелищное мельтешение умирающей шпионской франшизы

Мартин Иванов дублировал Мэтта Дэймона в трех сериях "борнианы", включая последний, Дэниела Крэйга в "Бондах", Тома Круза в фильме "Миссия невыполнима: Протокол Фантом", Пола Уокера в "Форсаже 6", исполнял и ставил трюки в "Хардкоре", вторых "Мстителях", третьих "Неудержимых" и много где еще — его фильмография насчитывает более 50 проектов.

Мы побеседовали с Мартином Ивановым лично и выведали, как снимались грандиозные погони в "Джейсоне Борне", у кого из трех главных киношпионов круче трюки, каково это — работать с Майклом Бэем, что будет, если скинуть Тома Круза с крыши автомобиля, и многие другие, не менее познавательные и поучительные вещи.

Самое лучшее, что есть в "Джейсоне Борне", — это две длинные зрелищные сцены погони: в начале, в Афинах, и в конце, в Лас-Вегасе. Особенно эффектна последняя, где в дорожную пробку врезается броневик, и машины разлетаются в разные стороны. Расскажите, как она снималась?

Сцену в Лас-Вегасе снимали зимой, когда туристов там не так много. В будни снимали, в выходные отдыхали. На все ушло шесть недель. На три недели перекрывалась улица, заполнялась автомобилями с каскадерами и машинами с массовкой — людьми, которые просто хорошо ездят. Всего видимость трафика создавали около сотни людей и в районе сотни авто.

И сколько всего машин было разбито?

Говорят, где-то 170. Причем большая часть была разбита во время тестов. Сам момент, когда спецназовский броневик раскидывает в разные стороны автолюбителей, репетировался раз 20. Расставляли, разбрасывали, смотрели, куда отлетят машины, снова расставляли и так далее. В фильме этого не видно, но у нас был специальный ковш, чтобы они эффектнее разлетались. Был еще один сложный момент. Я следовал за броневиком на очень близком расстоянии, соответственно, все эти машины летели в мою сторону, а свернуть там некуда. В итоге сняли все с одного дубля, и именно в этом дубле один автомобиль отскочил прямиком в меня. К счастью, все обошлось.

Сцена заканчивается тем, что оба участника погони врезаются в казино. Это была специально выстроенная декорация или настоящий отель?

Это настоящий отель, Riviera, построен еще в 60-х, но несколько лет назад обанкротился, и на тот момент он был похож на дом с привидениями — полностью пустой, на оставшихся элементах интерьера наклеены ценники. Художники все восстановили, привезли игральные автоматы, на которых мы в свободное время играли. Довольно необычный опыт, потому что они работали без денег, и выиграть в них поэтому невозможно. Как и проиграть.

А что насчет Афин? Там, наверное, должно было быть еще больше массовки, так как действие происходит во время массовых беспорядков.

Афины снимали на Тенерифе, в городе Санта-Круз, с Афинами не получилось договориться. Все полицейские и протестующие были каскадерами. По крайней мере, те, которые изображали столкновения. Иногда они в шутку колотили друг друга резиновыми дубинками и забывались — доходило даже до травм, но ничего серьезного, максимум — шишка. Я тоже, когда не катался, бегал там с флагом, было весело.

То есть вы не на мотоцикле были, на котором Мэтт Дэймон носился?

читайте также "Икария": отечественная молодежная фантастика с бычьей головой

Нет, я дублировал Венсана Касселя. Мотоциклом я, конечно, тоже неплохо владею, но трюки на нем не исполняю. А Мэтта Дэймона дублировал какой-то чемпион мира то ли по эндуро, то ли по триалу. Это вообще распространенная в Голливуде практика, когда дублерами выбирают лучших людей в своей области: гимнастов, мастеров боевых искусств, гонщиков и так далее.

Самым непростым был момент, когда на капот бросают "коктейль Молотова". Настоящий "коктейль Молотова", конечно, никто в меня не кидал, вместо этого была разработана специальная конструкция с газовым баллоном. Нужно было держать определенную скорость, чтобы огонь не сдувало, видимость из-за этого сильно ухудшалась, к тому же краска и пластик на капоте начинают гореть — тоже мало приятного.

Как вообще создаются трюковые сцены? Они же не прописываются досконально в сценарии.

Да, в сценарии написано примерно следующее: "Борн сел в машину, персонаж Касселя сел в другую, начинается погоня". А потом режиссер второй съемочной группы пишет историю погони. Он советуется с постановщиком трюков, они вместе что-то придумывают — допустим, кто-то выскакивает на перекресток, в него врезается одна машина, вторая и так далее — чаще всего этим занимается режиссер второй группы.

Значит, Пол Гринграсс не особенно в этот процесс вовлечен.

С ним советуются, когда погоня написана, он должен ее прочитать и одобрить. И когда все уже отснято, он сам, насколько я знаю, занимается монтажом. При этом многие трюки им отсеиваются. Как мне объяснили, он не хочет, чтобы в кино они смотрелись слишком постановочно, он хочет, чтобы все было максимально приближено к реальности. В той же сцене в Лас-Вегасе многие зрелищные, как кажется, трюки, которые были нами выполнены, в финальную версию не вошли.

Вы поучаствовали во всех трех главных шпионских франшизах. У кого трюки круче: у Джейсона Борна, у Джеймса Бонда или у Итана Ханта?

Пожалуй, все-таки в "Борне". Хотя бы потому, что в фильмах о Джеймсе Бонде с Дэниелом Крэйгом многое было позаимствовано как раз у него. Хотя последний, "Спектр", — вообще непонятно, что с ним произошло. Огромное количество денег потрачено на трюки в Австрии, в Риме — и в итоге что мы видим в кино? Как Джеймс Бонд едет по Риму и разговаривает по телефону полторы минуты. А погоня длится две минуты. И она так странно снята, что скорость вообще не ощущается, хотя мы на этих спорткарах разгонялись до 200 километров в час, когда съемка велась с вертолета. А в кино — ну, едут и едут себе две машинки ночью.

Как вы вдруг стали дублером Мэтта Дэймона? Первый ваш фильм вышел в 2003 году — "Белое золото", снятый вашим отцом, Виктором Ивановым, а уже второй — "Превосходство Борна".

Вторую часть снимали в Москве и отбирали местных каскадеров — в основном, для фоновых машин, для заполнения кадра. И, как мне рассказывали американцы, мой отец, который уже к тому времени давно жил и работал в Лос-Анджелесе, сказал, что у него есть сын, он похож на Мэтта Дэймона и неплохо водит. Они подумали, что просто папаша пытается сына пристроить, но согласились посмотреть. Смотр проходил в Тушино, нам давали тесты, просили выполнить какие-то задачи несложные, я их откатал, все на "отлично" сдал, и меня сразу сделали дублером Дэймона. И с тех пор постановщик трюков стал меня брать на другие проекты: "Ультиматум Борна", "007: Квант милосердия", "Миссия: Невыполнима", "Неудержимые", в мае мы с ним снимали в Канаде новые "Три икса". Позже я стал и с другими постановщиками трюков знакомиться, и пошло-поехало.

Общеизвестно, что Том Круз практически все трюки в своих фильмах выполняет сам. Вам на "Миссии: Невыполнима" приходилось что-нибудь за него делать?

Да, когда мы снимали в Дубае, по небоскребу Бурдж-Халифа он карабкался сам. Но вторая съемочная группа не может ждать, пока он туда залезет, поэтому я параллельно отрабатывал погоню по пустыне. И так получилось, что в этой погоне я гнался сам за собой. То есть я дублировал и финского актера, Самули Эдельманна, который убегает от Тома Круза, и самого Тома Круза. В фильме это невозможно увидеть, во-первых, из-за песчаной бури, во-вторых, из-за того, что в кадре ни разу не появляются сразу две машины.

Потом по ходу очередной сцены Круз у меня еще на крыше болтался. Мы с ним гоняли по переулкам, и в какой-то момент я должен был проехать под низким козырьком, а он — заметить козырек и спрыгнуть на специальную ступеньку. Постановщик тогда еще шутил, что если я нечаянно сброшу его пораньше, то лучше не останавливаться и бежать в Иран.

Вы упомянули, что работали на продолжении "Трех иксов". Можно поподробнее?

Там я никого не дублировал, я участвовал в сцене, где герой Вина Дизеля гонится за каким-то китайцем. Они бегут по оживленному то ли хайвею, то ли фривею. Мимо них носятся машины на скорости под сто километров в час, они прыгают по крышам, запрыгивают на автобус, бегут по автобусу, перепрыгивают на фуру, потом на другую машину, периодически при этом дерутся. И меня сажали за руль авто, через которые они должны скакать.

В вашей обширной фильмографии присутствует одна картина, которая сама по себе — один большой трюк. Это "Хардкор".

На "Хардкоре" я работал, но недолго. В общей сложности около недели, потому что проект длился очень долго. Они то начинали снимать, то останавливались, то опять начинали, а я постоянно уезжал на другие проекты. К тому же постановщики трюков у них менялись чуть ли не каждый день. Потом мне предложили сделать сцену, где мотоцикл с коляской проезжает сквозь микроавтобус, чтобы я ее поставил, но, к сожалению, у них тогда не было денег и ничего не получилось. Так что мой вклад в "Хардкор" довольно скромный.

А когда мы готовились к съемкам "Джейсона Борна" в Лос-Анджелесе, Илья Найшуллер приезжал к нам на репетиции, просил разрешить посмотреть, как это все в Голливуде происходит. Сейчас он вроде бы опять улетел в Лос-Анджелес, чтобы снимать какой-то мудреный клип.

За последние годы, пожалуй, самое зрелищное и знаковое экшн-кино про машины, погони и тому подобное, не считая "Форсажи", — это "Безумный Макс: Дорога ярости". У вас была возможность приложить к нему руку?

В 2010 году меня австралийский постановщик трюков вызвал, чтобы я отобрал лучших каскадеров из местных. Месяц я сидел в Австралии, там была расчищенная тракторами трасса посреди поля, нам предоставили какие-то старые машины, и я катался с кандидатами, оценивал их навыки. В конце концов команду я собрал, мы должны были поехать на локацию в ту же пустыню, где снимали предыдущие фильмы, но из-за неожиданного изменения климата безжизненная пустыня превратилась в зеленую равнину, на которой густо росла сочная трава.

В 2012-м году тот же человек чуть ли не со слезами уговаривал меня присоединиться к ним снова, но уже в Намибии. Я же в это время был занят в "Скайфолле", а после него должен был отправиться на шестой "Форсаж". У меня был выбор: или полгода в пустыне в Намибии проторчать с "Максом", или в Стамбуле с "Бондом", а потом на Тенерифе с "Форсажем". И решил, что первый вариант мне нравится меньше, хотя заработал бы я на нем больше. Так я на "Безумном Максе" фактически и не поработал. Хотя знакомые каскадеры мне потом рассказывали, что ничего особенно интересного там не было. Просто ездили по прямой туда-сюда, иногда что-то взрывалось, переворачивалось.

У вас есть бесценный опыт сотрудничества с Майклом Бэем. Он действительно такой страстный пироман, каким кажется?

Да, так и есть. Вообще у Майкла Бэя на площадке творится какой-то хаос, в котором непонятно, что происходит, никто не знает, что делать, и постоянно грохочут взрывы. Он орет на всех, сразу пытается исполнять роли режиссера, ассистента режиссера, оператора, постановщика трюков и всех-всех-всех, только и успевает переключать каналы на рации и орать. Когда работаешь с ним, кажется, что это какой-то бред, что на экране получится нечленораздельная мешанина. Как у него в результате выходит смотрибельное кино — загадка.

С ростом прогресса, появлением новых технологий как меняется — усложняется или упрощается — профессия каскадера?

Не то чтобы что-то действительно кардинально менялось. Если, опять же, говорить о "Джейсоне Борне", для него были использованы семь одинаковых Dodge Charger Ra. Две из них переделали на правый руль, а слева установили панорамой пять или шесть камер для съемки фона для актера. Потом, при монтаже, изображения со всех камер склеивают в одно, чтобы его можно было куда угодно повернуть и на хромакее соответственно менять фон. И то же самое, что я делал за правым рулем, нужно было повторить с левым рулем, что, вообще, не очень неудобно, так вдобавок эти камеры загораживают обзор и из-за них машина становится тяжелее. А легче, пожалуй, прогресс работу не сделал. Разве что безопаснее.

Не так давно одна американская компания создала инновационную штуковину на колесах под названием Blackbird, которая способна сымитировать вообще любой автомобиль. Не опасаетесь, что эта разработка в перспективе может если не лишить работы каскадеров, то, по крайней мере, урезать ее количество?

Нет, я думаю, это больше для рекламы подходит. Просто я сам довольно часто работаю на производстве рекламных роликов, и там зачастую бывает, что ты ездишь на старой модели какой-либо марки, а во время пост-продакшна на эту машину накладывают кузов новой модели. То есть практически то же самое.

Самый сложный трюк в вашей карьере — шесть переворотов на джипе в "Стритрейсерах"?

На самом деле почти никогда нельзя заранее сказать, сложный трюк или не сложный, а по поводу данного конкретного случая — никто не планировал, что будет именно шесть переворотов, так само получилось. Предугадать, сколько раз машина кувыркнется, невозможно. Но самый опасный, на мой взгляд, — когда я на болиде "Формулы-1" проезжал под летящей фурой. Это вирусный ролик компании EMC, спонсора команды Lotus. Там мы едем рядом с грузовиком, который болиды возит, он заезжает на трамплин, подпрыгивает, а я ныряю под ним. Этот прыжок вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный прыжок на фуре, (83 фута 7 дюймов, около 25,5 метра — "Кинократия").

Случилось это, кажется, года два назад, мне написал e-mail знакомый каскадер — как раз водитель фуры — с таким предложением. 15 минут я раздумывал, потому что, если что-то пойдет не так, шансов выжить нет никаких. Сняли все с первого раза, до этого где-то часик мне дали покататься на болиде. Во многом из-за этого я и согласился, решил: когда еще такая возможность представится?

А вообще я считаю, один из самых лучших трюков в кино был в одном из старых "007", в "Человеке с золотым пистолетом", когда Джеймс Бонд перепрыгивает через реку с одной части сломанного моста на другую и в полете переворачивается.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru