Пятница, 20 октября 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Голуби накапливают общие знания

27 апреля 2017

Ища более удобную дорогу домой, голуби используют «наработки» более опытных товарищей.

Голубей мы привыкли считать не слишком умными птицами, но это, по-видимому, не более, чем предрассудок. Одно из самых ярких доказательств того, что голуби не так глупы, как может показаться, можно прочесть в опубликованной несколько лет назад статье в Science: в ней говорится, что голуби способны к абстрактной арифметике, то есть они могут считать предметы, не обращая внимания на их форму, цвет и размер.

Коллективный разум у голубей, возможно, устроен сложнее, чем можно было предположить. (Фото: TheLightPainter / Depositphotos.)

Кроме того, у голубей довольно сложно устроена социальная жизнь: их иерархия в полёте не совпадает с иерархией, которой они подчиняются на земле, то есть, иными словами, на земле и в воздухе у голубей разные лидеры; лидер же является таковым лишь в силу своей компетенции, и, например, если вожак голубиной стаи выбирает неправильное направление полёта, то стая перестаёт его слушаться.

Наконец, нельзя не вспомнить про их удивительное умение ориентироваться в пространстве: если голубям нужно несколько раз подряд пролететь из точки А в точку Б, то они каждый раз будут стараться сделать свой маршрут более удобным, причем те, кто еще сам не додумался до более удобного пути, будут учиться ему у более продвинутых товарищей. Известно также, что голубиная стая летает более прямой дорогой, нежели одиночные птицы – очевидно, тут срабатывает нечто вроде «коллективного разума».

И это еще не все. В новой статье в Nature Communications зоологи из Оксфорда Тасао Сасаки (Takao Sasaki) и Дора Биро (Dora Biro) пишут, что голуби способны накапливать культурный опыт. Дора Биро и ее коллеги уже давно изучают поведение голубей (про смену голубиных лидеров, о которой шла речь выше, узнали именно они). На сей раз исследователи, прикрепив к птицам GPS-датчики, разделили их на три группы: голуби из первой группы всегда возвращались домой сами по себе, из второй – вместе с постоянным товарищем, а в третьей голубям меняли партнера через каждые несколько полетов, так что новичок оказывался в паре с более опытным путешественником.

Птиц выпускали в незнакомой местности, так что поначалу они летели домой не самой прямой дорогой. Через несколько полетов все голуби отыскивали более удобный маршрут, однако наибольшие успехов достигла та группа, в которой более опытного голубя регулярно заменяли новичком. Получалось так, что птица, которая уже начала искать кратчайший путь домой, передавала знания новому напарнику, который эти знания как-то корректировал. Затем бывшему новенькому давали в пару еще более новенького, который, в свою очередь, тоже перенимал чужой опыт, добавляя к нему собственные «наработки». В итоге маршрут до дома оказывался все более и более удобным.

Еще раз подчеркнем – речь идет не о простой передаче опыта, а именно о накоплении, о приумножении знаний: все выглядело так, как если бы новая птица не искала свой путь с нуля, а исправляла то, что узнала от напарника. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что все же не стоит в данном случае говорить о культурном накоплении, и что, скорее всего, голуби не столько дополняли накопленный друг другом опыт, сколько вместе работали над новой версией маршрута – и с несколькими «коллегами» все просто происходило эффективнее, чем с одним и тем же партнером.

Но, как бы там ни было, нас не может не восхищать такая пластичность поведения и «открытость новому» у птиц, чьи ум и сообразительность к тому же мало кто воспринимает всерьез.

Автор: Кирилл Стасевич
Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru