Вторник, 12 декабря 2017 18 +   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору

Евгений Леонов: жизнь как манифест гуманизма

02 сентября 2016

Сегодня исполняется ровно 90 лет со дня рождения великого актера Евгения Леонова. Георгий Данелия вспоминает: как-то раз Евгения Леонова положили в больницу — зашалило сердце. Тогда как раз снимали трагикомедию "Слезы капали". Главный герой — Васин — по сценарию должен был топиться в ледяном озере. Понятное дело, как работать без Леонова, никто не представлял. И тем более никто не представлял, что ради работы он может буквально сбежать из палаты. Вопреки всем просьбам и увещеваниям врачей.
читайте также Фрунзик Мкртчян: мы и наше горе

Таким — по-настоящему альтруистичным — он, говорят, был не только в кино. Никто никогда не слышал от него ни критики, ни едких замечаний, ни грубого слова. Зато помощь получили многие. Любимец не только публики, но и властей, Леонов не стеснялся и не боялся хлопотать. Для кого-то просил квартиру, кому-то его стараниями досталась машина. Кому-то стало чуть легче в карьере. В общем, Волохов из "Мимино" — бескорыстный помощник и дядька с добрыми лучистыми глазами — на самом деле не экранный образ.

читайте также "Русский Шерлок Холмс" Василий Ливанов отметил 81-летие

Играть в кино "плохих" ему доводилось довольно редко. Однако — парадокс — на глубину персонажей великого артиста это никак не влияло. Их можно назвать какими угодно — смешными, трогательными, нескладными — но уж точно не одномерными. Относится это и к плюканину Уэфу, и к Сарафанову из "Старшего сына", и к другой вампиловской роли — Кушаку из "Отпуска в сентябре", и вообще ко всем, кого он когда-либо изображал.

Всех ролей разом и не перечислишь, а про самые очевидные — "новогодних" Трошкина, Шулейкина и Приходько — сказано и написано столько, что повторяться, пожалуй, нет смысла. Как нет смысла в миллиардный раз писать про самого лучшего Винни-Пуха и рассказчика из "Архангельских новелл".

читайте также Владимир Андреев: Ферменты добра воспитывать в себе надо

Разбирать актерский талант Евгения Павловича под микроскопом совсем не хочется: для миллионов советских людей и для миллионов нынешних россиян он — не банальный "дока" или "профессионал" (пусть и высочайшего — недосягаемого для большинства — уровня), а нечто гораздо большее. Родной, любимый человек. Живой синоним полностью понятного только нам смеха сквозь слезы. Мастер сложнейшего из жанров — трагикомедии, требующей невероятных эмоциональных и физических затрат (он ведь часто играл больным, а однажды — спустя всего-то четыре месяца после клинической смерти). Автор слов, которые, как мантру, следовало бы повторять многим из современных отечественных актеров: "Есть только одна цена в искусстве — беспощадность к себе".

Последнее — из его писем сыну, изданных отдельной книгой. Почитать ее советуем каждому: это вовсе не сборник претенциозных афоризмов, а настоящий манифест гуманизма. Наверное, именно это слово — "гуманизм" — и характеризует Евгения Леонова в полной мере. Нам же остается лишь жалеть, что он пробыл с нами так мало, всего 67 лет. Бесконечно — ради эпизодов с ним — пересматривать "Не горюй", "Афоню" и "Настю". И слушать его волшебный голос.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Первая Полоса
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru